Несоблюдение требований маркировки влечет административную ответственность в виде штрафов, которые в некоторых случаях могут быть внушительными. В этой статье разберем:
С 1 сентября 2022 года вся реклама в рунете должна быть промаркирована в соответствии с новой редакцией Закона «О рекламе». Новые правила ввели обязательную передачу данных о рекламных кампаниях в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) через операторов рекламных данных (ОРД).
ОРД-А – один из таких операторов, который помогает участникам рынка маркировать рекламу и передавать сведения в реестр. Напрямую отправить данные в ЕРИР нельзя – это можно сделать только через аккредитованного ОРД.
Штрафы за отсутствие или неправильную маркировку рекламы начали применяться с 1 сентября 2023 года (через год после введения обязательной маркировки). Их размеры составляют:
Нарушение | Штраф для юрлиц | Штраф для ИП | Штраф для физлиц |
Непредставление в ЕРИР информации о рекламе (в том числе неполное, недостоверное, неактуальное или несвоевременное ее предоставление) | до 500 000 ₽ | до 100 000 ₽ | до 30 000 ₽ |
Распространение рекламы без идентификатора или с нарушением правил его размещения | до 500 000 ₽ | до 200 000 ₽ | до 100 000 ₽ |
В России соблюдение законодательства о рекламе контролирует Федеральная антимонопольная служба (ФАС России). За сферу интернет-рекламы отвечает Роскомнадзор, который наделен отдельными надзорными полномочиями.
На практике большинство случаев нарушений требований к маркировке интернет-рекламы фиксируются после рассмотрения жалоб, поступивших от граждан в адрес Роскомнадзора или ФАС.
В рамках своей компетенции ФАС:
Роскомнадзор осуществляет сбор, хранение и обработку информации о рекламе, распространяемой в рунете и направленной на российских пользователей. Это включает сведения о рекламодателях, рекламораспространителях и операторах рекламных систем, участвующих в распространении такой рекламы.
Если рассматривать распределение функций ФАС и Роскомнадзора через призму административной ответственности, предусмотренной КоАП РФ, можно выделить следующее:
Напомним, что согласно действующему регулированию, все участники рынка интернет-рекламы разделяются на четыре основные категории:
По данным Роскомнадзора, с января по октябрь 2024 года было вынесено 376 постановлений о нарушениях в сфере интернет-рекламы на общую сумму 24,4 млн рублей.
Наиболее часто нарушения касались:
Согласно данным Роскомнадзора, за период с января по октябрь 2024 года в рамках контроля за соблюдением требований по интернет-рекламе было вынесено 376 постановлений о нарушениях. Общая сумма штрафов составила более 24 млн рублей.
Наиболее распространенные основания для привлечения к ответственности:
По части 15 статьи 14.3 КоАП РФ — за непредоставление, либо передачу неполных или недостоверных данных — вынесено 147 постановлений, сумма штрафов — 7,3 млн рублей.
По части 16 статьи 14.3 КоАП РФ — за отсутствие идентификатора рекламы (erid) при распространении — составлено 228 постановлений на сумму 16,7 млн рублей.
В 2023–2024 годах бизнес неоднократно предлагал снизить штрафы, аргументируя это:
Однако правительство РФ не поддержало инициативы о смягчении штрафов и подчеркнуло, что КоАП предусматривает возможность индивидуального подхода при назначении наказания — с учетом личности нарушителя, его имущественного положения, характера правонарушения и других обстоятельств дела. Также доступны механизмы, позволяющие снизить размер штрафа ниже установленного законом. Кроме того, в отдельных случаях возможно освобождение от административной ответственности по признаку малозначительности нарушения.
На фоне большого количества вопросов к теме маркировки и введения ответственности за нарушения со значительными суммами штрафов, озвученных выше, в 2023–2024 годах бизнес-сообщество не раз выступало с инициативами о снижении финансовой нагрузки за несоблюдение требований маркировки рекламы.
Основные аргументы:
Тем не менее, правительство РФ не поддержало предложения о снижении штрафов, сославшись на уже заложенные в КоАП механизмы гибкости. В частности, предусмотрена возможность индивидуализации наказания: учитываются обстоятельства дела, характер нарушения, имущественное положение и статус нарушителя. Также возможно снижение суммы штрафа ниже минимального порога, а также освобождение от ответственности при признании правонарушения малозначительным.
Чтобы избежать ошибок и обеспечить соответствие требованиям законодательства, выстраивайте процесс маркировки рекламы последовательно:
✔ Проверьте, попадает ли ваш контент под определение рекламы;
✔ Определите свою роль в рекламной цепочке: рекламодатель, распространитель и т.д.;
✔ Выберите оператора рекламных данных (ОРД) и зарегистрируйтесь на его платформе;
✔ До запуска кампании передайте ОРД все необходимые сведения;
✔ Зарегистрируйте рекламный креатив и получите уникальный идентификатор (токен);
✔ Подготовьте рекламу к размещению: добавьте пометку «Реклама», укажите данные о рекламодателе и, при необходимости, идентификатор;
✔ После окончания размещения не забудьте отправить отчетную информацию в ОРД.
При участии нескольких сторон в передаче данных увеличивается вероятность ошибок. Поэтому важно проверять, какая информация о вашем юридическом лице отображается в ЕРИР. Это можно сделать в личном кабинете по ссылке: https://erir.grfc.ru
Маркировка рекламы — это не просто формальность, а обязательный элемент прозрачного цифрового рынка. Соблюдение всех этапов, внимательная работа с данными и регулярная проверка информации в ЕРИР помогают избежать штрафов и сохранить доверие аудитории и партнёров.
Чем раньше бизнес выстраивает системный подход к передаче сведений, тем проще адаптироваться к требованиям законодательства. А команда ОРД-А всегда рядом, чтобы поддержать на каждом этапе и помочь разобраться в самых сложных ситуациях.
Напишите свой вопрос, наш специалист свяжется с вами.