Как вообще определить, что является рекламой?«Реклама ‒ информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке» (п. 1 ст. 3 Закона «О рекламе»).
Из практики и материалов ФАС можно выделить два признака, что является рекламой, а что нет:
- реклама привлекает внимание потребителей к конкретным товарам и услугам;
- реклама выделяет товар или услугу среди других, например, на сайте или в социальных сетях.
Стоит отметить, что универсального ответа на вопрос о том, какой материал не является рекламой, не существует. Все потому, что каждый случай необходимо рассматривать отдельно, учитывая содержание и визуальную составляющую того или иного объявление, формата его размещения.
Какие исключения из понятия «реклама» существуют?ФАС России ранее предоставил пояснения относительно той информации на сайте или в социальной сети, которая не является рекламой и не требует маркировки. К ней относятся:
- справочно-аналитические материалы, результаты научных исследований, а также обзоры рынка, индустрии, не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющимися социальной рекламой;
- информация, размещенная в справочно-каталожных изданиях, содержащая одинаковый набор сведений об организациях или товарах (услугах), и сгруппированная по определенным рубрикам;
- информация о производимых или реализуемых товарах (оказываемых услугах), размещенная на сайте производителя или продавца данных товаров (лица, оказывающего данные услуги), если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта об ассортименте товаров (услуг), правилах пользования, а также непосредственно о продавце, производителе товара или лице, оказывающем услуги.
Кроме того, рекламой, по общему правилу, не является поисковая выдача, каталоги и сайты объявлений, а также информация на сайте или в социальных сетях компании, если она информирует о собственном ассортименте или деятельности.
Есть ли исключения в форматах рекламы, которые не подпадают под новые требования и не нуждаются в маркировке?Естественно, такие исключения существуют. Маркировать не нужно следующие материалы:
- email-рассылки и push-уведомления по не официальным разъяснениям коллег из ФАС, и Роскомнадзора не считаются рекламой в интернете с точки зрения ст. 18.1 Закона «О рекламе»;
- рекламу в составе теле- и радиопередач, которые распространяется в интернете в том же виде, в котором она выходила в эфир.
Важно отметить, что под маркировку также не попадает так называемая нативная реклама. Отметим, «нативная реклама» – понятие не юридическое, поэтому его стоит воспринимать как синоним «органичной интеграции».
По мнению антимонопольной службы, органичная интеграция – это информация о товаре или лице, которая является составной частью общего произведения или его части, и внимание специальным образом не обращается на такой товар или лицо, на его достоинства и иные характеристики. Другими слова, он не подменяет главных персонажей в произведении, не нарушает его сюжета и может быть изъят из него без ущерба для целостного восприятия.
Важно понимать, что если в нативной рекомендации делается акцент только на положительных свойствах продукта, а также на его преимущества, то такая реклама не может считаться органичной интеграцией. Данное объявление будет подпадать под общие требования.