Статьи
Как выбрать оператора данных?
С 1 сентября 2022 года на рынке интернет-рекламы появились новые субъекты, а именно ОРД (Операторы рекламных данных). Их задачей является помощь другим участникам медиарынка соблюдать требования Закона «О рекламе», присваивая рекламным кампаниям идентификаторы и передавая полученную от них информацию в специальный реестр.

Всего на данный момент Роскомнадзор утвердил семь ОРД (Операторов рекламных данных):

«ОРД-А» от Амбердаты;
«Яндекс Оператор Рекламных Данных» от Яндекса;
«ВК Рекламные Технологии» от VK;
«ОЗОН ОРД» от Озона;
«МедиаСкаут» от МТС;
«Первый ОРД» от Вымпелкома;
«Лаборатория разработки» от Сбера.

Как выбрать среди них того, кто подходит вашей компании? Давайте разберемся с самого начала.

Как появились операторы рекламных данных в новом Законе «О рекламе»?

Подготовка к принятию нового закона началась еще весной 2021 года, когда депутат ЛДПР Сергей Жигарев внес в Госдуму 18 мая законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе». В нем предусматривалось создание единой информационной системы учета рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также трансформировались и расширялись функции Роскомнадзора. Теперь ведомство будет осуществлять полный контроль, хранение, обработку всех данных об интернет-рекламе и участниках цепочки ее размещения.

Тогда же в индустрии появились новые участники — операторы рекламных данных. Именно в эти организации изначально должна поступать информация о текущих и планирующихся кампаниях в интернете, а далее передаваться в Роскомнадзор.

Важно, что все данные хранятся в Роскомнадзоре не менее пять лет, а также к ней будут иметь доступ Федеральная антимонопольная и налоговые службы России.

Какие цели у нового закона?

Новый Закон «О рекламе» призван реализовать следующие цели:

  • Сделать весь путь рекламы от рекламодателя до конечного размещения рекламы более прозрачным, минимизируя серые зоны;
  • Повысить доверие рекламодателей и бизнеса к индустрии в целом.

Сентябрь 2022 года стал месяцем, когда законопроект вступил в полную силу. Сейчас на рынке происходит процесс адаптации, поэтому важно узнать, как каждый участник принял законодательные нововведения.

Как отреагировала индустрия?


Изначально рынок воспринял изменения неоднозначно. Во многом это было вызвано непониманием того, как будет устроена вся система. Агентства, компании и частные лица, работающие в индустрии не верили в прозрачность всех процедур. Кроме этого, по мнению участников индустрии, это создаст дополнительные финансовые и физические затраты. Считалось, что подобное будет происходить до тех пор, пока инструменты, введенные законом не станут понятны и очевидны для всех.

Рынок выделил несколько проблемных зон, которые мешают пониманию всех инструментов функционирования:

  • Как будет обеспечена целостность передачи данных о рекламных кампаниях?
  • Какие материалы должны быть обязательно промаркированы?
  • Кто возьмет на себя подготовку сотрудников компаний по работе с необходимыми документами, актами и прочим?
  • Кто будет обеспечивать технологическую платформу для корректной работы всей системы? Как будет будет обрабатываться необходимая информация?
  • Как это изменит рынок рекламы в лучшую сторону?

Чтобы облегчить адаптацию к новым нормам Закона «О рекламе», законодатели предусмотрели время для отладки механизмов до 3 марта 2023 года, а также постоянную коммуникацию со всеми участниками рынка.

Кто же такие Операторы рекламных данных?

Оператор рекламных данных — компания, присваивающая идентификаторы и принимающая всю необходимую информацию о рекламе от каждого участника цепочки ее размещения и передающая ее в ЕРИР (Единый реестр интернет-рекламы).

Все ОРД (Операторы рекламных данных) должны соответствовать следующим требованиям:

  • Иметь уставной капитал не менее 200 миллионов рублей;
  • Иметь высокотехнологичную платформу для обработки всей необходимой информации;
  • Не иметь административных правонарушений, долгов и не находиться в процессе закрытия, банкротства.
  • Иметь договоры с участниками рынка не менее, чем на 2,5 миллиарда рублей.

Основными задачами ОРД являются:

  • регистрировать креативы;
  • присваивать им идентификаторы;
  • и передавать информацию о креативах в ЕРИР (Единый реестр интернет-рекламы).

Рекламодатель не может напрямую передавать данные в ЕРИР (Единый реестр интернет-рекламы). Это возможно только через выбранного для сотрудничества ОРД. Пока что передача информации о кампаниях бесплатна, хотя в будущем предусматривается оплата по тарифам от ОРД.

Как выбрать ОРД (Оператора рекламных данных)?

Все участники рекламного рынка свободны в выборе ОРД. Выбор оператора напрямую зависит от вашего желания. Пока что не все одобренные Роскомнадзором компании предоставили свои тарифы, но функционал у всех одинаковый:

Так, у ОРД от МедиаСкаут (МТС) предлагает абонентскую плату 100 рублей с учетом НДС для регистрации неограниченного количества договоров, а для нерезидентов России — 2 доллара или 2 евро с учетом налогообложения. Тарификация у Оператора Рекламных Данных от Яндекс находится в стадии разработки и пока что действует 6 месячный бесплатный тариф.

Что же касается ОРД-А, то на данный момент вся информация о тарифах находится в стадии подготовки. Точно известно, что услуги ОРД-А до конца 2022 года будут предоставляться бесплатно. Маркировка данных осуществляется на основе технологической платформы нашей компании. Отметим, что вся система уже готова к использованию для участников рекламной индустрии.

Как начать работать с ОРД-А?

Для заключения договора с нашим ОРД необходимо сделать следующее:

  1. Найти в интернете сайт ОРД-А, либо перейти по ссылке https://ord-a.ru/, либо связаться с нами в социальных сетях (https://vk.com/ord_a_ru);
  2. Менеджеры, увидев вашу заявку на сайте или в социальных сетях, свяжутся с вами;
  3. Получить вводную информацию и ознакомиться с ней;
  4. Заключить договор с ОРД-А;
  5. Начать пересылать данные о размещаемой рекламе, чтобы соблюдать требования законодательства.

Как данные необходимо обязательно отправлять в ОРД-А?

  • рекламные кампании у блогеров;
  • рекламные кампании через SEO-инструменты;
  • аудио- и видеотрансляции;
  • таргетированную рекламу на любой платформе;
  • и др.

Информация может быть передана любому ОРД (Оператору рекламных данных). Давайте разберемся, как все устроено. Например, вы или ваш рекламодатель решили запустить рекламную кампанию в период с 05.11.2022 по 31.12.2022 года.

Участник рынка должен передавать все данные в несколько этапов:

С 5 по 30 число за ноябрь

С 1 по 31 число за декабрь

На каждом этапе Роскомнадзор будет наблюдать за всей полнотой передаваемых данных и тем, как работает система.

Какая существует ответственность за несоблюдение требований нового Закона «О рекламе»?


Пока что ответственность за невыполнение новый требований не предусмотрена. Рынок имеет может возможность адаптироваться к ним до марта 2023 года. Но это не значит, что ответственность вообще отсутствует.

Все еще действует статья 14.3 КоАП РФ, согласно которой существуют такие санкции как:

От 2 000 рублей до 2 500 рублей для физических лиц;
От 4 000 рублей до 20 000 рублей для должностных лиц;
От 100 000 до 500 00 рублей для юридических лиц.

Именно эти санкции являются основными за нарушение требований законодательства, связанных с рекламой.

Вывод

Поправки в Закон «О рекламе» направлены на трансформацию индустрии, чтобы сделать ее более прозрачным. Выбор ОРД (Оператора рекламных данных) напрямую зависит от вас, но к нему стоит подходить с умом. Каждый участник рынка рекламы должны понимать всю важность происходящего и того, зачем нужна маркировка.

Поэтому рекомендуем работать с ОРД-А. Наши специалисты помогут вам легко адаптироваться к новым требованиям законодательства и сделают ведение бизнеса в текущих условиях проще.