В каких случаях информация о товаре не является рекламой?

В каких случаях информация о товаре не является рекламой?

В случае, если вы не знаете, является ли ваше размещение рекламным, мы подготовили для вас краткую справку о том, что является рекламой.

Реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Признаки рекламы:

  • объект рекламирования: указание товара, услуги, мероприятия, товарного знака, бренда, юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  • адресованность неопределенному кругу лиц: размещение на общедоступном ресурсе, на котором информация потенциально интересна всем/многим посетителям;
  • цель размещения – формирование и поддержание интереса и продаж: визуальное выделение поста/баннера на ресурсе, указание цены, слогана, призыва, ссылки на магазин, отсутствие аналитики, обзора.

Поскольку способы распространения рекламы не ограничены, они включают в себя и размещение рекламы в сети Интернет, что и называется интернет-рекламой. А под неопределенным кругом лиц понимаются лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателей рекламной информации и «потребителей» объекта рекламирования.

Объектом рекламирования может выступать:

  • товар (в том числе работы и (или) услуги), который можно индивидуализировать, выделить среди однородной группы товаров, иначе как понять, что речь идет о каком-то конкретном товаре;
  • средства индивидуализации юридического лица и (или) товара; 
  • изготовитель или продавец товара;
  • результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (например, спортивное соревнование, концерт, конкурс, основанные на риске игры, пари).

Учету подлежит реклама в форме текстового или текстово-графического блока, видеоролика или аудиозаписи, размещенная в составе авторских произведений. Иными словами, под требования попадает реклама, распространяемая в сети Интернет в любых форматах:

  • баннеры;
  • контекстная реклама;
  • нативная реклама;
  • сторис/рилсы;
  • таргетированная реклама;
  • видеоролики;
  • реклама на маркетплейсах;
  • прямые эфиры;
  • текстовые посты;
  • и др.

Существуют и исключения. Требования маркировки не будут на вас распространяться, если вы размещаете то, что не является рекламой:

  • справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара и не являющиеся социальной рекламой; 
  • информацию, которая распространяется на своем сайте для информирования покупателей о своей продукции (кроме случаев, когда часть товаров явно выделяется среди других: цветом, баннером т.п.);
  • вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;
  • информацию о товаре его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенную на товаре или его упаковке;
  • объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности и др.

Требования ст. 18.1 Закона «О рекламе» также не будут на вас распространяться, если вы:

  • распространяете социальную рекламу;
  • распространяете сведения о рекламе в составе теле-/радиопрограмм, теле-/радиопередач, если они размещаются без изменения в Интернете.

Отдельно стоит отметить, что требования о маркировке (по мнению ФАС) не применяются к:

  • email-рассылкам и push-уведомлениям;
  • sms-сообщениям об акциях продавца. 

Информация в закрытых группах и приложениях (даже если в них нужно специально регистрироваться) может быть признана рекламой, если она носит рекламный характер и потенциально интересна любым лицам.

Информация о своих продуктах на сайтах производителей – по умолчанию не является рекламой. Информация на монобрендовых сайтах продавцов тоже не является рекламой, однако выделение одного бренда из множества может быть признано рекламой. 

На данный момент в юридической практике рекомендуем обратить внимание на следующее: если у вас нет договорных отношений и услуг по рекламированию, то пост все равно может считаться рекламным. В этом случае нужно смотреть, как именно у вас размещается данная информация. Например, если у вас регулярно выходят подобные посты про разные ваши товары/услуги, то тогда это может быть информированием о своих товарах/услугах, то есть о своей деятельности. С другой стороны, если у вас такой пост с привлечением внимания к определенным продуктам вышел разово или это случается редко, то тогда это скорее реклама.

В любом случае, все кейсы рекомендуем прорабатывать в индивидуальном порядке с вашим юристом. Ведь универсального ответа на вопрос о том, какая информация точно (не) является рекламой, не существует. Все потому, что каждый случай необходимо рассматривать отдельно, учитывая содержание и визуальную составляющую того или иного материала, формат и обстоятельства его размещения.

Разъяснение ФАС с примерами рекламы в интернете, подлежащей маркировке

Краткое руководство ФАС «Как отличить рекламу от другой информации в интернете?»